Когда перед ландшафтным дизайнером ставится задача скрыть от посторонних глаз место, отдыха, исключить из обзора какие-то неприглядные уголки (мастерские, навесы для дров, площадки для складирования земли и сжигания мусора), отделить огороды и фруктовые сады или просто сделать прогулку по саду более интригующей и необычной, тогда прибегают к приему рассечения территории живыми изгородями на прямоугольникии квадраты зеленых комнат. При этом каждую из них рассматривают как мини-садик со своим композиционным центром, планировочным решением и набором растений, а сад в целом - как совокупность живых картин. Преимущество сада с зелеными комнатами в том, что дизайнер имеет уникальную возможность создавать в каждом уголке живописные декорации в разных стилях. Каждая пейзажная картина характеризуется своим настроением, типом пространственной структуры и посадок, а также освещенностью. Зеленые комнаты в саду позволяют объединить в рамках одного сада и регулярные и пейзажные приемы планировки, делая возможным осуществить переход от одного стиля к другому очень резко, контрастно. Разделение сада на комнаты - это великолепная идея в тех случаях, когда нужно связать в единое целое классический розарий, обрамленный строгими бордюрами, и обширный зеленый партер с пейзажным водоемом, живописной опушкой или романтическим уголком для уединенного отдыха. Именно тогда и создаются зеленые комнаты с разнообразной планировкой. При этом, как правило, выделяется одна - центральная. Теоретики ландшафтного дизайна считают, что особенно хорош этот прием для длинных и узких садовых участков, где цепочка различных зеленых комнат может создать интересный прогулочный маршрут, позволяя менять пейзажные картины. При движении по такому саду возникает иллюзия большой территории, а длина участка зрительно уменьшается. Итак, каждая зеленая комната задумывается как абсолютно замкнутое пространство со своим композиционным центром, в качестве которого может выступать площадка для отдыха и приема гостей, беседка, клумба, розарий, цветник, большая лужайка, водоем, фонтан или красивый вазон с цветущими растениями. Площадка или беседка, находясь в середине комнаты, придает ей законченность и одновременно служит видовой точкой для панорамного осмотра композиции: цветников, водоемов, периферийных насаждений и зеленых изгородей. Несмотря на то, что оформление комнат решается индивидуально, их соединяют общей дорожкой. Ее проводят с таким расчетом, чтобы одна картина естественно следовала за другой. Таким образом связываются различные участки сада, создается цельная и гармоничная композиция. Система дорожек проектируется так, чтобы не нарушить изолированности и уюта каждого уголка. Уединенность и защищенность достигается устройством живых изгородей и различных заслонов, а переходы организуют с помощью различных арок и пергол, увитых виноградом и другими лианами. В ограждениях выстригают проходы в виде дверей. Живые изгороди, отделяющие одну комнату от другой, могут быть высокими (свыше 2 м) и низкими (до 1,5 м), прямолинейными либо повторяющими изгибы границы участка или комнаты, садовой дорожки или площадки. В европейских садах для создания высоких экранов используют грабы и буки, а в подмосковных аналогом этих пород могут выступать липа мелколистная (Tilia cordata), л. Крупнолистная (Т. platyphyllos) и ель обыкновенная (Picea abies). Кстати, обрамление зеленых комнат стрижеными липами с высокими штамбами, образующими единую зеленую стенку на высоте свыше 1,5-2 м, позволяет очертить периметр и сохранить изолированность, не мешая просмотру всего сада. Четкие границы могут быть обра-зованы изгородями из растений,хорошо поддающихся стрижке: липы, клена Гиннала (Acerginnala), деренов, барбарисов, елей, туй. Декором для подобных ограждений обычно служат стриженые формы - пирамиды, конусы, шары из тех же культур. Такой прием использовался во французских регулярных парках и применяется в садах Европы и по сей день. В условиях средней полосы также можно украшать ограждения, придавая растениям различную геометрическую форму, а обязатель-ным условием успеха является наличие терпения и определенных навыков у садовника или хозяина сада. При этом выбирают виды, хорошо сохраняющие форму после стрижки. По желанию можно придать изгородям рельефность, высаживая не одну породу растений, а несколько, отличающихся фактурой и цветом листовой пластинки. Интересная комбинация получается при посадке зелено-листного и пурпурнолистного барбарисов или липы мелколистной и крупнолистной. Изолированность садовых комнат также достигается возведением невысоких каменных стенок, на которых обычно размещают различные картины, стилизованные окна, аксессуары. Помимо живых изгородей, для разделения пространства используют всевозможные экраны, решетки и трельяжи, увитые лианами. Подобные сооружения могут быть любой высоты, главное при этом правильно подобрать вьющиеся растения. Зеленые стены не только делят участок, они дают необходимую звукоизоляцию и являются фоном, на котором эффектно смотрятся другие культуры и цветники. Место каждого дерева, группы или цветника тщательно обдумывается. Ассортимент растений для зеленых стен подбирается с учетом почвенно-климатических условий и освещенности. Если в зеленой комнате, предназначенной для отдыха, планируется посадить одиночное дерево, а под ним разбить небольшую площадку и поставить садовую мебель, то выбираются породы и виды, которые интересно рассматривать снизу. Это формы с необычной кроной: плакучие - лиственница японская (Larix kaempferi) 'Pendula'или 'Stiff Weeping', вяз шершавый (Ulmus glabra) 'Pendula', с очень прозрачной кроной - береза повислая (Betula pendula) 'Dalecarlica', 'Laciniata', клен серебристый (A. saccaharinum) 'Laciniatum Wieri* или кроной, сформированной зонтиком, например, у липы мелколистной или у вяза шершавого При создании композиций внутри зеленых комнат всегда берут во внимание такое понятие, как обозреваемость растений. Подбираются небольшие деревья и кустарники, которые при посадке в кулисы, группой или одиночно, охватываются взглядом целиком, причем даже на небольшом расстоянии. Деревья с вертикальным, пирамидальным или колонновидным силуэтом используются для контраста с массивом насаждений, группой деревьев или стрижеными ограждениями. К ним относятся липа крупнолистная 'Fastigiata', рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia)'Fastigiata', боярышник однопестичный (Crataegus monogyna) 'Stricta' и др. Эффектно контрастируют с изгородями деревья с плакучей кроной, такие как береза плакучая 'Youngii', ясень обыкновенный (Fraxinusexcelsior) 'Pendula', ива (Salix) 'Памяти Мендовского' и 'Водопад'. Поникающие ажурные ветви этих растений смягчают строгие очертания, наполняя композицию легкостью. Растения с шаровидной формой кроны: клен остролистный (A. platanoides) 'Globosum', ива 'Шаровидный Карлик', липа мелколистная 'Green Globe, туя западная (Thuja occidentalis) 'Golden Globe эффектно смотрятся на фоне живой изгороди. Деревья и кустарники с правильной, геометрической формой кроны, полученной путем стрижки, также создают красивые сочетания с живыми изгородями и со светло-зеленой травой газона. Растения с необычным ветвлением, листвой или хвоей рекомендуется располагать поближе к площадке, откуда происходит обзор композиции. К таким видам отно-сятся ива 'Свердловская извилистая', и. сахалинская (S. sachalinensis) Sekka багряник японский (Cercidiphyllum japonicum), карагана древовидная (Caragana arborescens)'Lorbergii' и др. При размещении посадок обязательно учитывают освещенность и экспозицию зеленой комнаты. Так, на западной стороне хорошо посадить темные породы с густой кроной - ель обыкновенную и е. сербскую (Р.omorica), сорта клена остролистного, липу крупнолистную, хорошо освещаемые утренними лучами солнца и выделяющиеся на фоне более нежного разреженного массива (например, посадок березы, рябины или облепихи). На восточной же стороне, лучше сажать растения с пестрыми или светлыми листьями, например, лох серебристый (Elaeagnus argentea) и л. узколистный (Е. angustifolia), и, соответственно, создавать более темный фон из елей или клена Гиннала. Говоря о растительном убранстве садовых комнат, нельзя забывать о цветниках, которые, как правило, располагают вдоль живых изгородей. Таким образом, возникает чарующий, привлекающий внимание, цветочный акцент на фоне зеленых стен. В этот ансамбль вписывают красивоцветущие кустарники: гортензию метельчатую (Hydrangea paniculata) и г. Древовидную (Н. arborescens), кустовые розы, калину обыкновенную (Viburnum opulus) Roseum различные сорта сиреней. Необычно и эффектно смотрится зеленая комната, имеющая в центре открытую круглую полянку, по периферии которой располагаются яркие миксбордеры. Фоном для них являются безупречные стриженые живые изгороди, окружающие комнату. Для обрамления полянки проектируются узкие тропинки, с которых хорошо просматривается композиция миксбордеров, а также внутренние пейзажи этого уголка. В зависимости от назначения каждую зеленую комнату наполняют аксессуарами. Если она предназначена лишь для прогулок, в ней располагают скульптуры, солнечные часы, поилки для птиц, картины и другие чисто декоративные элементы. Особенно эффектно здесь выглядит импровизированная «живая» мебель (дерновые скамейки и стриженые диванчики), дополняющая интерьер дома под открытым небом. В зеленых комнатах, где планируется проводить досуг, расставляют лавочки и скамейки, иные предметы садового интерьера, нарядные кашпо и светильники, а выстриженную из растений мебель оборудуют сидениями. Сад с зелеными комнатами очень функционален и удобен, он удивительно гармоничен и, несмотря на разноплановость пейзажных композиций, все же воспринимается как единое целое. |